ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 г. N
544н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего,
основного общего, среднего общего
образования)
(воспитатель, учитель)"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и
применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при
формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации
обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке
должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр М.А.ТОПИЛИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
"Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Профстандарт педагога дошкольного
образования
В профстандарте педагога
представлены требования к педагогу дошкольного образования
(воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне
образования.
К
педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются
следующие требования:
Трудовые
действия
Участие:
- в разработке основной общеобразовательной программы образовательной
организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- в создании безопасной и психологически комфортной образовательной
среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни
детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания
в образовательной организации;
- в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с
психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста.
Планирование и реализация
образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами.
Организация и проведение педагогического
мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
Реализация педагогических рекомендаций
специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми,
испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми
образовательными потребностями.
Развитие профессионально значимых
компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей
раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и
индивидуальных особенностей их развития.
Формирование психологической
готовности к школьному обучению.
Создание позитивного психологического
климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в
том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям
и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья.
Организация:
- видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте:
предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских,
с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей
для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового
времени и пространства;
- конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности,
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов;
- образовательного процесса на основе непосредственного общения с
каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Активно использовать недирективную помощь
и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Необходимые
умения:
Организовывать виды деятельности,
осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная,
познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития
свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.
Применять методы физического,
познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в
соответствии с образовательной программой организации.
Использовать методы и средства анализа
психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения
детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
Владеть всеми видами развивающих
деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской).
Выстраивать партнерское взаимодействие с
родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения.
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми
и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста.
Необходимые
знания
Специфика дошкольного образования и
особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Основные психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной
педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
Общие закономерности развития ребенка в
раннем и дошкольном возрасте.
Особенности становления и развития детских
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Основы теории физического, познавательного
и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Современные тенденции развития дошкольного
образования.
Источник: профстандарт педагога